Проблемы устойчивого развития водных экосистем Волжско-Камского бассейна

Анализ причин нарушения экосистем рек и озер позволил выделить три основных:

1.  Неправильная и чрезмерная эксплуатация водоемов

2.  Неправильная организация процесса управления водными ресурсами  (отсутствие водного менеджмента)

3.  Отсутствие координации между организациями и лицами,  вовлеченными в процесс управления водными ресурсами.

Для России характерно сочетание всех этих причин. Устранение всех этих причин возможно только при условии активного вовлечения общественности.

Наиболее важными направлениями участия общественности в решении водных проблем являются:

а.  Развитие механизмов участия общественности в управлении водой

б.  Формирование экологической культуры населения, образование и просвещение.

Рассмотрим подробней каждое из направлений.

1. Развитие механизмов участия общественности в управлении водой.

Возможные формы и механизмы:

-  закрепление возможности участия общественности в законодательных инициативах на локальном, региональном, национальном и международном уровнях

-  обеспечение открытого доступа общественности к водной информации

-  создание общественных органов  (водных советов)  по управлению водными объектами  (возможность межсекторального сотрудничества)  по бассейновому принципу независимо от административного и политического деления территории

-  обеспечение механизмов учета общественного мнения при решении водных проблем (например – проведение референдумов, общественных обсуждений)

-  обеспечение возможности общественного контроля за водными проблемами (например, общественная экспертиза).

Требования НГО к организациям, вовлеченным в водные проблемы: 

-  добиваться решения водных проблем в рамках единого экосистемного пространства, которое необязательно совпадает с административным и политическим границами.

-  применять при планировании длительного  «временного горизонта» –  больший,  чем сейчас временной период влияния результатов деятельности на экологические системы

-  создание благоприятных условий для восстановления экосистем,  деградировавших в результате деятельности человека

-  охранять водоразделы и верхние водосборы водоемов от негативного влияния человеческой деятельности

-  предупреждать загрязнения в источнике 

-  обеспечить сохранение биологического разнообразия и генетических ресурсов водных систем

-  согласовывать применяемые методы водной политики между всеми вовлеченными сторонами

-  сообщать населению  «водные»  знания и обеспечивать участие общественности в планировании выбора решений по водным вопросам 

-  сделать оценку воздействия на окружающую среду частью всех экономических планов и мероприятий

-  изучать водные системы изнутри,  стимулировать движение по возвращению к природному состоянию и восстановлению водных объектов

-  инициировать выявление и охрану наиболее уязвимых водным систем

-  планирование должно носить всеобъемлющий и прогнозирующий характер

-  поддерживать и лоббировать международные соглашения, направленные на решение водных проблем.

2. Формирование экологической культуры населения, образование и просвещение.

Возможные формы и механизмы:

- развитие доступных и понятных информационных ресурсов для населения

- формирование культуры бережного отношения к воде и водным объектам (просвещение)

-  вовлечение молодежи в практическую деятельность по рациональному управлению водными ресурсами и восстановлению водных систем  (в России имеется большой опыт по вовлечению молодежи и детей в этот процесс)

- внедрение основы водной политики и водного законодательства через систему образования на всех уровнях –  от младшего школьного возраста до студентов и специалистов в организациях и предприятиях

- развитие активных (практических) форм экологического образования на природе (доказано, что удаление современного человека от природы негативно влияет на уровень отношения к окружающей среде)

-  развитие социальной и экологической рекламы  (популярной и массовой информации,  формирующей привычки по отношению к окружающей среде, к экономии воды)

Отдельным пунктом в документах по водной политике локального,  регионального национального и международного уровней должны быть рассмотрены вопросы финансирования участия общественности в мероприятиях по решению водных проблем.

Возможные формы:

-  объявление открытых конкурсов,  тендеров для общественности на проекты по решению водных проблем.

-  отчисления из водных фондов разного уровня на развитие механизмов участия общественности

-  поощрение,  предоставление льгот организациям,  осуществляющим благотворительную поддержку инициатив по решению водных проблем и восстановлению водных экосистем

Кроме того,  для последовательного и эффективного решения водных проблем считаем необходимым признание на всех уровнях  (от общественного локального до государственного и межгосударственного) следующих принципов:

-  Мы должны признать воду критерием  (индикатором)  устойчивого развития,  сочетающим в себе экономический,  экологический,  социально-эстетический аспекты.

-  Вода,  реки,  озера -  это сложная система  (не менее сложная,  чем технические механизмы и машины) и неумелое отношение с частями может вызвать негативные последствия и разрушить хрупкое равновесие на Земле.

-  Мы должны понять,  что человек -  часть единой экосистемы,  а не существо,  противостоящее внешней среде.

В основе всей деятельности должен лежать экосистемный подход со следующими характеристиками:

-  интеграция различных сфер знаний (целостное понимание проблемы и учет всех факторов, достижений всех наук)

-  ориентация на конкретные предупредительные меры по недопущению негативного воздействия на водные экосистемы

-  экосистема это биологическое сообщество, а экологические, экономические интересы

–  внутренние элементы экосистемы.  Планирование экономических экологических и социальных преобразований должно происходить с учетом всех связей внутри биологической системы

-  создание новой теории управления,  основанной на понимании устойчивости совокупности взаимодействующих экологических систем.

 

Предложения в Решение.

1. Организация совместных работ различных ведомств по созданию единого реестра водоемов волжского бассейна (притоки всех порядков, пойменные озера, ерики, протоки, воложки, лиманы  и т.д.) с максимально подробной гидрологической, гидрохимической и гидробиологической характеристикой и точной координатной привязкой в системе ГИС.

2. Создание государственной структуры (ФГУ) по аналогии с Управлениями эксплуатации водохранилищ, для управления водоемами Волго-Ахтубинской поймы.

3. Разработка экологических режимов работы ГЭС, максимально снижающих негативное воздействие проблем суточного и недельного регулирования попусков, особенно в период нереста рыб.

4. Разработка ежегодных планов мероприятий по рыбохозяйственной и водохозяйственной мелиорации водоемов и их пойменных участков, включающей биологические и механические направления работ.

5. Создание реестра всех гидротехнических сооружений на малых водотоках Волжского бассейна с указанием ведомственной и юридической принадлежности и привязкой в системе ГИС.

6. Разработка научной концепции и инженерных решений по увеличению водности реки Ахтуба и обводнению внутренних водоемов Волго-Ахтубинской поймы.

7. Разработка методов поддержания оптимального гидрологического режима на нерестилищах рыб в период весеннего паводка.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Проверка являетесь вы спам-роботом или человеком
                                                                           
,ad8888ba, 88 88888888ba, ad888888b,
d8"' `"8b 88 88 `"8b d8" "88
d8' `8b 88 88 `8b a8P
88 88 ,adPPYb,88 8b d8 88 88 ,d8P"
88 88 a8" `Y88 `8b d8' 88 88 a8P"
Y8, "88,,8P 8b 88 `8b d8' 88 8P a8P'
Y8a. Y88P "8a, ,d88 `8b,d8' 88 .a8P d8"
`"Y8888Y"Y8a `"8bbdP"Y8 Y88' 88888888Y"' 88888888888
d8'
d8'