Проблемы устойчивого развития водных экосистем Волжско-Камского бассейна
Анализ причин нарушения экосистем рек и озер позволил выделить три основных:
1. Неправильная и чрезмерная эксплуатация водоемов
2. Неправильная организация процесса управления водными ресурсами (отсутствие водного менеджмента)
3. Отсутствие координации между организациями и лицами, вовлеченными в процесс управления водными ресурсами.
Для России характерно сочетание всех этих причин. Устранение всех этих причин возможно только при условии активного вовлечения общественности.
Наиболее важными направлениями участия общественности в решении водных проблем являются:
а. Развитие механизмов участия общественности в управлении водой
б. Формирование экологической культуры населения, образование и просвещение.
Рассмотрим подробней каждое из направлений.
1. Развитие механизмов участия общественности в управлении водой.
Возможные формы и механизмы:
- закрепление возможности участия общественности в законодательных инициативах на локальном, региональном, национальном и международном уровнях
- обеспечение открытого доступа общественности к водной информации
- создание общественных органов (водных советов) по управлению водными объектами (возможность межсекторального сотрудничества) по бассейновому принципу независимо от административного и политического деления территории
- обеспечение механизмов учета общественного мнения при решении водных проблем (например – проведение референдумов, общественных обсуждений)
- обеспечение возможности общественного контроля за водными проблемами (например, общественная экспертиза).
Требования НГО к организациям, вовлеченным в водные проблемы:
- добиваться решения водных проблем в рамках единого экосистемного пространства, которое необязательно совпадает с административным и политическим границами.
- применять при планировании длительного «временного горизонта» – больший, чем сейчас временной период влияния результатов деятельности на экологические системы
- создание благоприятных условий для восстановления экосистем, деградировавших в результате деятельности человека
- охранять водоразделы и верхние водосборы водоемов от негативного влияния человеческой деятельности
- предупреждать загрязнения в источнике
- обеспечить сохранение биологического разнообразия и генетических ресурсов водных систем
- согласовывать применяемые методы водной политики между всеми вовлеченными сторонами
- сообщать населению «водные» знания и обеспечивать участие общественности в планировании выбора решений по водным вопросам
- сделать оценку воздействия на окружающую среду частью всех экономических планов и мероприятий
- изучать водные системы изнутри, стимулировать движение по возвращению к природному состоянию и восстановлению водных объектов
- инициировать выявление и охрану наиболее уязвимых водным систем
- планирование должно носить всеобъемлющий и прогнозирующий характер
- поддерживать и лоббировать международные соглашения, направленные на решение водных проблем.
2. Формирование экологической культуры населения, образование и просвещение.
Возможные формы и механизмы:
- развитие доступных и понятных информационных ресурсов для населения
- формирование культуры бережного отношения к воде и водным объектам (просвещение)
- вовлечение молодежи в практическую деятельность по рациональному управлению водными ресурсами и восстановлению водных систем (в России имеется большой опыт по вовлечению молодежи и детей в этот процесс)
- внедрение основы водной политики и водного законодательства через систему образования на всех уровнях – от младшего школьного возраста до студентов и специалистов в организациях и предприятиях
- развитие активных (практических) форм экологического образования на природе (доказано, что удаление современного человека от природы негативно влияет на уровень отношения к окружающей среде)
- развитие социальной и экологической рекламы (популярной и массовой информации, формирующей привычки по отношению к окружающей среде, к экономии воды)
Отдельным пунктом в документах по водной политике локального, регионального национального и международного уровней должны быть рассмотрены вопросы финансирования участия общественности в мероприятиях по решению водных проблем.
Возможные формы:
- объявление открытых конкурсов, тендеров для общественности на проекты по решению водных проблем.
- отчисления из водных фондов разного уровня на развитие механизмов участия общественности
- поощрение, предоставление льгот организациям, осуществляющим благотворительную поддержку инициатив по решению водных проблем и восстановлению водных экосистем
Кроме того, для последовательного и эффективного решения водных проблем считаем необходимым признание на всех уровнях (от общественного локального до государственного и межгосударственного) следующих принципов:
- Мы должны признать воду критерием (индикатором) устойчивого развития, сочетающим в себе экономический, экологический, социально-эстетический аспекты.
- Вода, реки, озера - это сложная система (не менее сложная, чем технические механизмы и машины) и неумелое отношение с частями может вызвать негативные последствия и разрушить хрупкое равновесие на Земле.
- Мы должны понять, что человек - часть единой экосистемы, а не существо, противостоящее внешней среде.
В основе всей деятельности должен лежать экосистемный подход со следующими характеристиками:
- интеграция различных сфер знаний (целостное понимание проблемы и учет всех факторов, достижений всех наук)
- ориентация на конкретные предупредительные меры по недопущению негативного воздействия на водные экосистемы
- экосистема это биологическое сообщество, а экологические, экономические интересы
– внутренние элементы экосистемы. Планирование экономических экологических и социальных преобразований должно происходить с учетом всех связей внутри биологической системы
- создание новой теории управления, основанной на понимании устойчивости совокупности взаимодействующих экологических систем.
Предложения в Решение.
1. Организация совместных работ различных ведомств по созданию единого реестра водоемов волжского бассейна (притоки всех порядков, пойменные озера, ерики, протоки, воложки, лиманы и т.д.) с максимально подробной гидрологической, гидрохимической и гидробиологической характеристикой и точной координатной привязкой в системе ГИС.
2. Создание государственной структуры (ФГУ) по аналогии с Управлениями эксплуатации водохранилищ, для управления водоемами Волго-Ахтубинской поймы.
3. Разработка экологических режимов работы ГЭС, максимально снижающих негативное воздействие проблем суточного и недельного регулирования попусков, особенно в период нереста рыб.
4. Разработка ежегодных планов мероприятий по рыбохозяйственной и водохозяйственной мелиорации водоемов и их пойменных участков, включающей биологические и механические направления работ.
5. Создание реестра всех гидротехнических сооружений на малых водотоках Волжского бассейна с указанием ведомственной и юридической принадлежности и привязкой в системе ГИС.
6. Разработка научной концепции и инженерных решений по увеличению водности реки Ахтуба и обводнению внутренних водоемов Волго-Ахтубинской поймы.
7. Разработка методов поддержания оптимального гидрологического режима на нерестилищах рыб в период весеннего паводка.
Комментарии
Добавить комментарий