Резолюция I Городской научно-практической конференции

«Малые реки Волгоградской агломерации»

 Благотворительный фонд «Фонд возрождения малых рек Волгограда», Волгоградский государственный социально - педагогический университет, Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда,  МУ «Горэколес» 26 июня 2013 года  провели IГородскую научно - практическую конференцию «Малые реки Волгоградской агломерации»  в которой приняли участие около 40 человек, представляющих муниципальные региональные и федеральные органы власти, научные и общественные организации, учебные заведения, предприятия, СМИ. На конференции были представлены аналитические доклады муниципальных органов, характеризующие экологическое состояние Волгограда и меры по ее улучшению. В дискуссиях о необходимых мерах по улучшению экологической обстановки в городе приняли участие около 16 человек, представляющие практически все существующие точки зрения по способам и методам  решения экологических проблем Волгограда. Представленные рукописи, состоящие из __ документов, охватывают широкий круг вопросов, связанных с решением проблем экологии, просвещения и воспитания.

Рассмотрен широкий круг вопросов: речной бассейн как фундаментальная биосферная геосистема, городские леса, ландшафты и землепользование, оценка рисков негативного воздействия и здоровье населения, водопользование – управление, оптимизация, охрана, экологическое образование.

Участники 1 городской научно-практической конференции, обсудив состояние окружающей природной среды и экологические аспекты социально - экономического развития Волгограда, отмечают, что на современном этапе развития города в связи с обострением экологических проблем обеспечение экологической безопасности и здоровья населения становится одной из приоритетных задач.

К наиболее характерным негативным аспектам этой проблемы можно отнести:

- сокращение озелененных территорий в городе в целом, уплотнение жилых дворов с ликвидацией насаждений и площадок для отдыха, ликвидация и снижение качества содержания парков, садов, скверов, лесопарков;

Предварительный анализ показал, что основными причинами сокращения озелененных пространств в Волгограде являются:

- естественные процессы старения и ежегодной гибели насаждений по общебиологическим причинам, в том числе в связи с естественной ослабленностью растений в городских условиях;

- многочисленные стихийные бедствия (ветер, снег, ураган, обледенение, высокие летние температуры продолжительное время без осадков);

- снос зеленых насаждений при интенсивном внутригородском строительстве, расширении улиц, уплотнении застройки, устройстве подземных гаражей, прокладке и реконструкции инженерных сетей, повреждение растений автомобилями при несанкционированных парковках. В ходе последующего обсуждения выступлений и обмена мнениями были обозначены следующие проблемы.

Различия в сведениях о числе волгоградских водоемов в разных федеральных и муниципальных структурах (НВБУ, Роспотребнадзор, районные ЖКХ и администрации). Так мероприятия по борьбе с личинками комаров проводятся более чем в 60 городских водоемах, а на балансе у города стоит только 12 водоемов.

Отсутствие сведений о городских водоемах в Государственном реестре водных объектов

Отсутствие закрепленной категории и режима использования водных объектов Волгограда (коммунально-бытовой, рыбохозяйственный).

Отсутствие системы мониторинга водных объектов Волгограда.

Неясное законодательство, затрудняющее поступление субсидий из федерального и областного бюджетов на городские леса.

Отсутствие оборудованных мест вывоза снега с городских дорог.

Отсутствие работ по оценки эффективности по охране и восстановлению природных объектов.

Низкий уровень обмена информацией о состоянии природных комплексов г. Волгограда, работах по их исследованию различными учеными и научными организациями и мероприятиях на них проводимых.

Анализируя применение научных достижений в области экологии, следует отметить, что наряду с определенной положительной динамикой в некоторых направлениях, не находят должного применения современные инновационные технологии, в частности по утилизации отходов автомобильных шин и пластмасс, использования космических технологий для решения задач экологического мониторинга за использованием водных и земельных ресурсов.

Не внедряются должным образом и в достаточном количестве экологически чистые технологии, современные методы защиты окружающей среды, применяемые в мировой практике.

Действующая система экологического нормирования и платы за загрязнение окружающей среды практически не оказывает стимулирующего воздействие на  развитие инновационных процессов в области охраны окружающей среды. В настоящее время принцип «загрязнитель платит» практически не оказывает влияния на решение экологических проблем и является источником пополнения бюджетов различного уровня, где средства зачастую используются не по назначению.

Увеличение антропогенной нагрузки, особенно на прибрежные речные экосистемы, растущие темпы загрязнения окружающей среды, низкая эффективность природоохранных мер определяет необходимость разработки научно обоснованной концепции системы управления экологическим состоянием Волгограда и ее информационного обеспечения.

Совершенно очевидно, что экологическое просвещение населения и экологическое образование является необходимым условием экологически осознанных и грамотных управленческих решений в области экологии.

Однако на практике все эти направления деятельности применяются в ряде случаев довольно скромно и бессистемно. К серьезной проблеме следует отнести недостаточную информированность населения о состоянии окружающей среды.

Городские леса являются неотъемлемой частью градостроительной структуры и важнейшей частью экологического каркаса города.

Большое негативное влияние на городские лесные экосистемы, оказывает антропогенное воздействие, которое представляет собой  результат влияния широкого круга видов человеческой деятельности.  Причиной нарушения устойчивости лесов антропогенными факторами чаще всего являются техногенное и пирогенное воздействие.

Высокий уровень рекреационной нагрузки, сопровождающийся уплотнением почвы, нарушением естественного живого покрова и его обеднением, приводит к снижению уровня численности  энтомофагов, к появлению многочисленных механических повреждений стволов деревьев, уничтожению и повреждению подроста и подлеска, образованию стихийно возникающих дорог  и заездов по границам насаждений, расположенных вблизи жилых кварталов и вдоль автомобильных трасс.  Однако влияние рекреационной нагрузки немного слабее  воздействия строительной деятельности человека, особенно усилившейся в последние годы.

Учитывая  эти особенности, стратегия и режим ведения лесного хозяйства в городских лесах должны обеспечивать их сохранность, биологическое разнообразие и устойчивое развитие.

Участники конференции были едины в том, что сложившиеся экологическая обстановка в городе определяет  необходимость  реализации конкретных мероприятий и проектов в следующих направлениях деятельности:

      Внедрение в систему территориального планирования методов экосистемной интегральной оценки значимости природных ресурсов в соответствии с их целевыми функциями и состояния охраны окружающей среды.

        Сохранение биоразнообразия и развитие сети особо охраняемых природных территорий.

      В рамках работы конференции, в процессе дискуссий на круглых столах  участники конференции выработали следующие рекомендации по решению экологических проблем Волгограда, которые предлагаются для рассмотрения администрацией Волгоградской области и Волгограда, а также областной и городской думе:

- Внести изменения в Закон Волгоградской Области «Об административных правонарушениях» в части повышения ответственности субъектов хозяйственной и иной деятельности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (целесообразно повысить 100 кратно размеры административных штрафов за вывоз ТБО и других отходов в городские леса для хозяйствующих субъектов и частных лиц).

- Выйти с инициативой в Государственную Думу о внесении изменений в Лесной Кодекс РФ в части наделения специалистов муниципального лесного контроля, лесничих, осуществляющих охрану городских лесов правами составления протоколов, а также в части ужесточения контроля за нарушением установленных экологических требований к проводимым на территории или вблизи границ леса хозяйственным или строительным мероприятиям, например, таким как земляные работы при прокладке линейных объектов, уплотнение почвы и её загрязнение строительным мусором, повреждение корневых систем деревьев и приводящих впоследствии  к их гибели.

- Департаменту по охране окружающей среды и природных ресурсов инициировать исключение городских лесов из состава Городищенского городского охотхозяйства

- Волгоградской Областной Думе выйти с инициативой в Государственную Думу о внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» в части создания целевых экологических фондов.

- Департаменту по охране окружающей среды и природных ресурсов изучить имеющийся опыт и создать на базе интернет-портала горячую линию для принятия информации от населения в режиме on-line о случаях загораний и пожаров в городских лесах, образования  несанкционированных свалок, незаконных рубках и прочих экологических нарушениях.

- разработать генеральную схему очистки от ТБО и захламленности земель Волгограда.

- инициировать принятие решения Волгоградской Городской  думой Положения «Об особо охраняемой территории островной системы Сарпинский-Голодный и поймы р. Царица», с целью обеспечения рационального использования природных ресурсов при решении задач развития прибрежных территорий малых рек.

Потребность в постоянном развитии городской инфраструктуры затрагивают территории занятые ценными  городскими лесами. При этом сталкиваются интересы различных групп людей.  В основе из-за двух вопросов – рубить  деревья или нет, строить или нет?  

      Участники конференции обращаются в  компетентные администрации всех уровней (муниципального, регионального и федерального) с предложениями:

- способствовать сохранению вокруг городов лесных территорий, рассматривая их как имеющие важнейшее значение для сохранения физического и духовного здоровья общества и формирования социальной, экологической, экономической и культурной самобытности города; рекреационное обустройство городских территорий, имеющих в своем составе сохранившиеся  участки лесных экосистем, должно основываться на дифференцированном, экологически обоснованном подходе, что в современных  условиях должно стать одной из приоритетных составляющих в политике территориального управления;

- обязательно включить городские леса в политику управления урбанизированных территорией в качестве средства, позволяющего сохранить и развить сеть зелёных территорий вокруг и внутри городов;

- считая сеть природных территорий  главнейшим структуро- и средобразующим компонентом города, планировать и выделять для этого необходимые средства;

- обратить внимание на необходимость  разработки стратегии действий  по использованию, сохранению  лесов рекреационного назначения  и совершенствованию системы ведения лесного хозяйства в зеленых и лесопарковых зонах и усилению специальные мер охраны, экологического контроля и управления лесными территориями, расположенными вблизи и внутри городов;

- не допускать использования интродуцентов  на лесных площадях ООПТ, сбор  и уничтожение  листового  отпада.

- разработать стандарты на посадочный материал, применяемый в озеленении Волгограда, а также технологические карты по созданию насаждений и уходу за ними;

- в целях экономии финансовых средств для сокращения времени ухода за деревьями до достижения ими высоты не менее 2.5-3,0 м рекомендовать посадочные работы производить с применением крупномерных деревьев;

- в качестве первоочередной меры по спасению городских насаждений в жаркое время обеспечить финансирование регулярного полива насаждений общего пользования в период с апреля по октябрь не реже 1 раз в неделю;

Участники конференции рекомендуют

Правительству Волгоградской области:

- выступить с инициативой о разработке областной целевой программы по сохранению, содержанию, использованию, восстановлению и развитию озелененных территорий в городах Волгоградской области;

- рекомендовать при определении приоритетов развития поселений не расширять города, захватывая новые природные территории, а напротив, уплотнять его, осваивая пустующие постпромышленные, посткоммунальные, посттранстпорные, поствоенные зоны и добиваться повышения качества озеленения, благоустройства и многофункциональности среды;

- долинам городских малых рек (в Волгограде, Царице, Сухой мечетке, Мокрой мечетке) придать ООПТ, с целью увеличения площади общественных озелененных пространств общего пользования, расположенной вдоль долин малых рек, улучшения качества воды за счет использования методов фиторемедиации, введения в пользовательский оборот малоэффективных территорий, прилегающих к рекам и, как следствие, улучшение экологии города и сохранения здоровья его населения, а также привлечения туристов.

Министерству по управлению муниципальным имуществом Волгоградской области не допускать размещения в пределах существующих и подлежащих формированию озелененных территорий общего пользования объектов, не рекреационного назначения.

Администрации Волгограда:

В части совершенствования нормирования негативного воздействия на окружающую среду:

- проведение инвентаризации волгоградских водоемов, их картирование, установление и картирование водоохранных зон. При инвентаризации волгоградских водоемов за основу желательно взять список водоемов, на которых проводятся мероприятия по уничтожению личинок комаров.

- внесение волгоградских водоемов в Государственный реестр водных объектов

- установление категории и режима использования водных объектов Волгограда (коммунально-бытовой, рыбохозяйственный).

- разработка регламента мониторинга городских водоемов.

- внесение поправок в законодательство, способствующих своевременному поступлению средств на городские леса.

- определение и обустройство мест вывоза снега с городских дорог.

- включение работ по оценки эффективности мероприятий по охране и восстановлению природных объектов в обязательный перечень этих мероприятий.

- обобщение имеющейся информации о городских водоемах, прежде всего об их местоположении, водоохраной зоне и характере использования, на сайте Фонда возрождения малых рек Волгограда и Областного комитета охраны природы.

Администрациям городских районов:

- стимулировать привлечение населения через социально ориентированные НКО к работам по озеленению города, созданию в городских парках демонстрационных показательных площадок по садоводству, озеленению, ландшафтной архитектуре, проведению конкурсов цветников, ландшафтных композиций, культурно-просветительских ландшафтных фестивалей, демонстрации инновационных материалов, новых видов растений, содействовать просветительской работе общественных организаций по сохранению национальных традиций российских исторических парков и усадеб.

Использование ресурсов малых рек, показало  отсутствие или наличие устаревших данных об их изученности.  Большинство малых рек в результате хозяйственной деятельности и изменения климата частично пересохло, исчезло, существенно изменило морфологические характеристики.

Возрастает роль общественных организаций в вопросах экологического воспитания, образования, а также в управлении, восстановлении и охране водных ресурсов. В России сегодня реализуются проекты и программы: «Российский конкурс научно-исследовательских и прикладных работ старшеклассников по охране и восстановлению водных ресурсов», «Поможем реке», «Родники» и многие другие. Возрастает интерес школьников к экологическим проблемам

В части выработки единой экологической политики России:

- наладить обмен опытом по решению экологических проблем, в первую очередь, защиты атмосферы крупных городов-мегаполисов от отработавших газов автомобилей, охраны поверхностных водоемов от загрязнений, связанных с эксплуатацией морально и физически устаревших очистных сооружений хозбытовой канализации, развития особо охраняемых природных территорий и организации системы экологического мониторинга, включая муниципальный экологический мониторинг, создания законодательной и нормативной правовой базы муниципалитетов;

- организовать работу специалистов по гармонизации регионального и муниципального экологического законодательства и его совершенствованию на основе лучшего мирового опыта стран, имеющих достижения в природоохранной деятельности;

- обеспечить условия развития законодательства и нормативно-правового обеспечения стратегических направлений экологической безопасности.

Реализация названных направлений, по мнению участников конференции, будет способствовать достижению экологической, в том числе ресурсной безопасности, сохранит и упрочит геополитическое положение Волгограда.

В части совершенствования нормирования негативного воздействия на окружающую среду:

- рассматривать водно-ресурсный потенциал региона, с точки зрения сохранения средообразующей роли природных водных объектов, как экологический каркас территории;

в части рационализации систем водообеспечения и водоотведения для  повышения качества жизни населения расширить внедрение инновационных технологий подготовки питьевой воды с минимальным использованием реагентов (диоксида хлора, оксихлоридов алюминия различной основности, экозоля и др.) и методов (ультрафильтрации и обратного осмоса, сорбции на активированных углях и цеолитах и др.);

- сократить объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты путем внедрения водосберегающих технологий, строительства и реконструкции очистных сооружений на основе современных технологий и оборудования (отстойники-флокуляторы с тонкослойными модулями, самопромывающиеся фильтры и др.), расширения использования замкнутых (водооборотных) схем водоснабжения на промышленных предприятиях, а также за счет  создания систем сбора ливневых сточных вод с территорий промышленных предприятий и населенных пунктов и их очистки;

- осуществлять водопользователями  внедрение наилучших существующих технологий комплексного использования сырья и утилизации части отходов с целью снижения антропогенного влияния на водные объекты;

- разработать нормативные и методические документы по применению в практике проектирования и строительства водоохранных  и водохозяйственных объектов  наилучших существующих технологий.

Органам исполнительной власти Волгоградской области и Волгограда:

В части нормативно-правового обеспечения использования и охраны водных объектов и их ресурсов:

- разработать целевые программы по использованию, охране, воспроизводству важнейших природных ресурсов и объектов, в том числе: ресурсов  Царицынско Волжского водного бассейна; ресурсов бассейна Мокрая Мечетка.

В части рационализации систем водообеспечения и водоотведения для повышения качества жизни:

- обеспечить финансирование программ изучения и планирования водоохранной и водохозяйственной деятельности на малых реках для предотвращения процесса загрязнения и деградации водных экосистем путем:

разработки научно-обоснованных норм водопотребления и водоотведения с учетом экологического состояния реки;

         Учебным и научным учреждениям и общественным экологическим организациям в части повышения экологической культуры населения и профессиональной квалификации специалистов-экологов:

- усилить совместную деятельность по повышению экологического сознания населения региона, их экологической культуры и образования, усилить и расширить подготовку кадров по организации и управлению природопользованием в части общих природных ресурсов и объектов;

- разработать межведомственные программы по формированию нового экологического мировоззрения населения разных социальных и возрастных групп;

- проводить международные экологические конференции по проблемам нравственно-этического воспитания детей и студентов через практическую природоохранную деятельность;

- разработать дидактические материалы нового поколения с использованием мультимедийных технологий по вопросам формирования экологического мировоззрения у подрастающего поколения;

- проводить международные конкурсы и образовательные проекты для детей, юношества и взрослого населения по проблеме практического использования экологической этики в повседневной жизни;

- ректорату Волгоградского государственного социально-педагогического университета восстановить  учебные (полевые) практики по гидрологии;

-  провести на базе ВГСПУ летом 2014 г. II-ю городскую и областную (с прилегающими к г. Волгограду административными районами) научно-практическую конференцию «Сохранение малых рек Волгоградской агломерации».

Опубликовать  решения конференции на сайтах: Волгоградского социально педагогического университета, БФ «Фонд возрождения малых рек Волгограда» и направить её в адрес: Главы администрации Волгоградской области,  Главы Волгограда, в комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области, в законодательные органы  (Волгоградскую областную думу и Волгоградскую городскую думу), а также в органы исполнительной власти города Волгограда.

 

Оргкомитет

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Проверка являетесь вы спам-роботом или человеком
                                                                      
ad88888ba 88888888ba 8888888888 88
d8" "88 88 "8b 88 88
8P 88 88 ,8P 88 ____ 88
Y8, ,d88 88aaaaaa8P' 88a8PPPP8b, 88,dPPYba, 8b,dPPYba,
"PPPPPP"88 88""""""8b, PP" `8b 88P' "8a 88P' "8a
8P 88 `8b d8 88 88 88 d8
8b, a8P 88 a8P Y8a a8P 88 88 88b, ,a8"
`"Y8888P' 88888888P" "Y88888P" 88 88 88`YbbdP"'
88
88